FreeArtists.ruFreeartists информация  о  web-технологиях

Сохраняя искры вдохновения: развитие креативных идей

Идеи — сердце любого творческого процесса. Тем не менее, лишь минимальное количество действительно хороших идей родилось в мгновения внезапного вдохновения. Да, такое бывает — появляются слабые проблески идеи или смутные ощущения, — однако, в любом случае, с ними еще нужно работать, отшлифовывать их и развивать. Идеям, как настоящему хорошему сыру, необходимо время, чтобы созреть. Да, на самом деле, «миг вдохновения» — момент, когда человек кричит «эврика» — это всего лишь часть довольно длительного процесса, который, если не обращать на него внимания, может привести к тому, что большинство идей просто забудутся или повиснут в воздухе.

Так как мы «находим» идеи? Просто сидим и ждем, пока наконец они сами неожиданно не полезут к нам в головы? Едва ли большинство из нас может позволить себе такую роскошь. Нет, большинству из нас приходится выжимать из себя эти идеи каждый божий день. И чтобы выдержать это, вам необходимо вооружиться необходимой технологией.

Как будто по волшебству

Слово «креативный» последнее время пользуется величайшей популярностью и авторитетом. Креативные люди неожиданно волшебным образом придумывают новые идеи, которые становятся чудесными решениями для самых сложных проблем — и все это с легкостью фокусника, достающего кролика из шляпы. А толпы восторженных зрителей восхищаются: «Какое волшебное искусство! Как же он это делает?!»

Ладно, мне придется немного развею эти иллюзии. Это вовсе не волшебство. Эти люди ничем не отличаются от вас или меня. Они просто немного по-другому смотрят на проблему и возможности ее решения. И, что хорошо, они используют для этого методы, которыми сможет воспользоваться каждый.

Краткое описание

Разработка большинства web-проектов начинаются с писем. В целом, конечно, это не лучшая отправная точка для начала проекта. Большинство писем вовсе не страдают краткостью и часто состоят из нескольких страниц текста — подробного описания и необходимой документации. Ни то ни другое абсолютно не вдохновляет.

Когда я получаю подобное письмо, я от всей души пытаюсь вникнуть, в чем же суть проблемы, и кратко изложить ее в одном предложении.

Краткое описание идеи — это одно-два предложения, обобщающие суть проекта и отражающие его как проблему, которую необходимо решить. Это вопрос, нуждающийся в ответе. Нечто вроде:

Нам необходимо сделать редизайн проекта, чтобы привлечь больше посетителей.

или

Как нам привлечь нашу старую аудиторию к новому проекту социальной сети?

Это должно быть простое предложение или вопрос, на который надо ответить. Потом, в процессе генерации идей, его можно будет использовать в качестве отправной точки. Как только вы его сформулировали и полностью им довольны — распечатайте его и повесьте на видном месте. Затем, в процессе работы над проектом, постоянно обращайтесь к этому листку. Ваши решения смогут помочь решить проблему? Очень легко утонуть в кипах документации и ваша задача состоит в том чтобы воздержаться от этого — и здесь вам как раз и поможет краткое описание идеи.

Структурирование идей

Так, теперь краткое описание идеи у нас есть, что же дальше?

Мы не можем в поисках идей всегда полагаться только на внезапное вдохновение. Наверняка вы множество раз сидели перед девственно чистым листком бумаги или пустым экраном монитора и думали: «Сегодня не выходит — ничего не поделаешь. Так что, честно пойду поиграю.»

В большинстве случаев над идеями требуется поработать. Их нужно отшлифовывать, придавая им нужную форму с помощью команды заинтересованных профессионалов. И у нас есть один полезный инструмент, который поможет нам в этом: идейные мини-конференции.

Идейные мини-конференции

Вероятно, все хоть раз участвовали в чем-то подобном. Иногда это называют еще мозговым штурмом.

Мне не очень нравится идея классических мозговых штурмов. Верный рецепт от всех бед: соберите вместе нескольких людей, чтоб решить проблему. У всех у них свое мнение, но в итоге вам нужно прийти к общему решению, с которым будет согласен каждый. В итоге это решение обычно не работает.

Есть несколько моментов, необходимых как раз для удачной и продуктивной работы с идейными мини-конференциями.

Проектная группа

Идейные мини-конференции это групповая работа и в ней непременно должны принимать участие ключевые члены проектной группы. Это важно. Для того, чтобы идея воспринимали серьезно, можно попробовать продать ее людям, которые в ней заинтересованы: гендиректору или директору по маркетингу. Если же продать ее и соблюсти все интересы клиента не удается, то скорее всего такую, возможно даже очень заманчивую идею, ожидает неминуемый провал.

Хороший фасилитатор

Другой важный член такой конференции это фасилитатор. Они должны быть мастерами своего дела и уметь любыми средствами, уговорами и принуждением, выявить все лучшие идеи, которые может предложить команда. В то же время, они должны оставаться объективными и беспристрастными и не комментировать идеи, а просто поддерживать все предложения, стараясь направить энергию участников дальше в креативное русло.

Распорядок конференции

Я понимаю, это может показаться ограничением, однако подобным семинарам необходимо внутреннее расписание. Люди, даже «креативные», любят структурность — и неважно что будет на повестке дня. Вот, например, каким может быть распорядок типичной мини-конференции.

  1. Представление участников.
  2. Изложение проблемы — цель настоящей конференции (краткая идея).
  3. Правила мозгового штурма.
  4. Первый порыв.
  5. Контексты — 4 метода.
  6. Энтузиазмометр.

Правила

Вслед за представлением участников и описанием (в виде краткой идеи) проблемы, стоящей на повестке дня, фасилитатор должен озвучить правила. Они необходимы для того, чтобы общение в процессе мозгового штурма шло спокойно и вежливо. Вот они:

  1. Все идеи равны между собой.
  2. У нас здесь очень много идей.
  3. Не судим.
  4. Анализируем идеи позднее.
  5. Здесь все равны (не используем служебное положение в личных целях).
  6. Получаем удовольствие.
  7. Следим за временем.
  8. Идеи выдвигаем по очереди (одна идея в один конкретный промежуток времени).

Первый порыв

Дальше следует первый порыв. Тут цель — сразу записать первичные мысли и мнения, которые уже есть. На мини-конференцию все участники приходят уже немного «предвзятыми», то есть они так или иначе представляют себе, как должен развиваться проект. В целом, на этом этапе записываются самые очевидные идеи, часто с конкретными деталями. Здесь чаще высказываются более уравновешенные и менее рискованные или необычные идеи.

Фасилитатор должен записывать идеи и ободрять участников высказывать новые. Однако важно также не сосредотачиваться лишь только на одном направлении. Здесь задачей является найти как можно больше идей и в этот момент речь идет больше о количестве, чем о качестве. Пока что.

Контексты

Как только первый порыв завершен и все первоочередные и очевидные идеи высказаны и записаны, фасилитатор начинает помогать участникам идеи меняя направление их мыслей с помощью смены контекста. Очень удобным инструментом генерации идей для того чтобы конференция не застряла на каком-то одном контексте или варианте, являются нижеследующие четыре метода.

Четыре метода

Здесь я представляю четыре метода генерации идей. Фасилитатор в процессе конференции может пользоваться ими для того чтобы участники переключались с одной идеи на другую, не пытаясь анализировать или высказывать свое мнение по поводу предыдущей, а также в том случае если участники начинают выдыхаться. Четыре метода — это:

Изменение

Под изменением подразумевается возможность перевернуть в идее все с ног на голову. Берем характеристики предмета, а затем переводим их в обратное или смещаем ракурс. Например, в пивной четыре стены и крыша. А если стен не будет, а крыша останется?

Выразите другими словами

Выразите идею другим путем или с другой точки зрения. Для вас это фантастическая возможность влезть в шкуру клиента! Например, что если вам шесть лет и родители купили дополнительную подушку, чтобы вы, сидя в машине, могли использовать стандартные ремни безопасности?! Что именно для вас классного будет в этой дополнительной подушке?

Родственные сферы деятельности

Подумайте о родственных сферах деятельности и попробуйте взять идеи оттуда.
Например, кулинария и садоводство. Какие элементы садоводства могут помочь в продаже поваренных книг?

Случайные связки

Попробуйте найти связь с неким случайным объектом или предметом. Так могут возникнуть величайшие идеи. Случайные связки часто порождают идеи краткие или обрывочные, однако это не столь важно. Бывает, что по-настоящему новаторские идеи рождались именно такими путем. Уверен, что дизайнеры Ситроена использовали именно этот метод, когда решили сделать модель 2CV похожей на улитку.

Куча отличных идей, что дальше?

Фасилитатор выписывает все идеи на одном листке бумаги. После того как конференция закончена, фасилитатор по очереди зачитывает их группе и группа оценивает их с помощью «энтузиазмометра» (модное название для пачки стикеров). К каждой идее приклеивается от одного стикера (не вдохновляет) до трех (вау, вот это великолепно).

Идеи, получившие самые высокие оценки заносятся в окончательный список и затем с ними можно продолжать работать уже на следующем этапе. Следующий этап включает другие идейные конференции, однако на этот раз участники уже фокусируются на какой-то одной идее. Здесь уже цель — конкретизировать идею до точно сформулированной проблемы или утверждения, которые отдел разработки сможет просто взять на вооружение и претворить в жизнь.

Мгновения вдохновения

Однажды Билли Коннолли охарактеризовал Палату Лордов в Великобритании как «место в котором хоронят хорошие идеи».

Думаю, он имел в виду, что любые идеи (в данном примере, идеи законопроектов) могут запросто потонуть в процессе полемики. Бесконечное детальное обсуждение и отшлифовывание идеи могут ее фактически похоронить. Это вполне возможно и случается в разных ситуациях довольно часто. Однако, если подходить к идеям правильно и развивать структурно, они могут полностью реализовать весь заложенный в них потенциал.

Мгновения вдохновения очень важны и не менее важен конечный продукт, однако обратите внимание на путь, который лежит между ними.

Об авторе

Марк Боултон живет в Великобритании. Занимается графическим дизайном, пишет и делает первые шаги в искусстве выращивания карликовых деревьев. У него своя собственная крошечная дизайн-студия «Марк Боултон дизайн». Кроме прочего, он регулярно и занудно пишет на темы традиционной теории графического дизайна в своем блоге.

Комментировать